Гражданское дело№ 12-24(4)2016
Процессуальное положение: представитель лица привлечённого к административной ответственности
Жалоба на постановления об административных нарушениях:
Постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области Илюшовым Н.Н. № п/п/1/6565/26/10 от 12 мая 2016 г. на основании протокола об административном правонарушении № п/п/16565/26/9 от 12 мая 2016 г. Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области Илюшовым Н.Н. № п/п/1/6565/26/6 от 12 мая 2016 г. на основании протокола об административном правонарушении № п/п/16565/26/5 от 12 мая 2016 г. Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области Илюшовым Н.Н. № п/п/1/6565/26/46 от 12 мая 2016 г. на основании протокола об административном правонарушении № п/п/16565/26/45 от 12 мая 2016 г. Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 115 000 рублей.
Постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области Илюшовым Н.Н. № п/п/1/6565/26/38 от 12 мая 2016 г. на основании протокола об административном правонарушении № п/п/16565/26/37 от 12 мая 2016 г. Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 115 000 рублей.
Постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области Илюшовым Н.Н. № п/п/1/6565/26/50 от 12 мая 2016 г. на основании протокола об административном правонарушении № п/п/16565/26/49 от 12 мая 2016 г. Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 115 000 рублей.
Постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области Илюшовым Н.Н. № п/п/1/6565/26/42 от 12 мая 2016 г. на основании протокола об административном правонарушении № п/п/16565/26/41 от 12 мая 2016 г. Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 115 000 рублей.
Постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области Илюшовым Н.Н. № п/п/1/6565/26/34 от 12 мая 2016 г. на основании протокола об административном правонарушении № п/п/16565/26/33 от 12 мая 2016 г. Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 115 000 рублей.
Постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области Илюшовым Н.Н. № п/п/1/6565/26/30 от 12 мая 2016 г. на основании протокола об административном правонарушении № п/п/16565/26/29 от 12 мая 2016 г. Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 115 000 рублей.
Назначенные административные наказания противоречат ст. 4.4. КоАП РФ и нарушают права и законные интересы Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница", поскольку в ходе административного расследования были нарушены нормы материального и процессуального права, а при назначении наказания не учтены требования ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ. Поскольку бездействие Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница", Государственной инспекцией труда в Саратовской области квалифицировано по ч.1, и ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ является идеальной совокупностью административных правонарушений, то административное наказание в этом случае должно назначаться в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), одного более строгого административного наказания по правилам ч.2 ст.4.4. КоАП РФ.
Таким образом, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При вынесении Государственным инспектором труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области Илюшовым Н.Н. 12 мая 2016 г. обжалуемых постановлений положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ учтены не были.
Как следует из материалов дела об административных правонарушениях, Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" допустило одно действие (бездействие) - нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Рассмотрение возбужденных в отношении Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1, и ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу - Государственному инспектору труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области, следовательно, Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница", совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1, и ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому должностному лицу, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, - в соответствии с санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с ч. 2, указанной статьи, в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
В соответствии с распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 01 апреля 2016 г. № 67-260-16 подписанным временно исполняющим обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области (по охране труда) Вахлюевым А.С. на проведении проверки в отношении Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" был уполномочен Государственный инспектор труда Бондарев Александр Викторович.
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 06 мая 2016 г. № п/п/1/6565/26/1 проверку Государственного учреждении здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" осуществлял Государственный инспектор труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области Илюшов Н.Н., который не был на это уполномочен.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 4 ч. 2 указанной статьи – к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля)
Таким образом, Государственный инспектор труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области Илюшов Н.Н., не имея на то полномочий, с 20 апреля 2016 г. по 06 мая 2016 г. совершил плановую, выездную проверку в Государственном учреждении здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница", что является грубым нарушением положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии со статьёй 21, указанного закона, прямо предусмотрено право юридического лица, обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшее за собой нарушение прав юридического лица, при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. 21 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ст. 30.2 КоАП РФ:
ПРОШУ СУД:
1. Признать действия Государственного инспектора труда (по охране труда) - Государственной инспекции труда в Саратовской области Илюшова Н.Н., связанные с проведением с 20 апреля 2016 г. по 06 мая 2016 г. плановой, выездной проверки в Государственном учреждении здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" – незаконными.
2. Признать результаты проведённой проверки с 20 апреля 2016 г. по 06 мая 2016 г. Государственной инспекции труда в Саратовской области в отношении Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница" – недопустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении, полученные с нарушениями закона и исключить их из числа доказательств.
3. Отменить постановления о назначении административного наказания Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области "Перелюбская районная больница": № п/п/1/6565/26/10 от 12 мая 2016 г., № п/п/1/6565/26/6 от 12 мая 2016 г., № п/п/1/6565/26/46 от 12 мая 2016 г., № п/п/1/6565/26/38 от 12 мая 2016 г., № п/п/1/6565/26/50 от 12 мая 2016 г., № п/п/1/6565/26/42 от 12 мая 2016 г., № п/п/1/6565/26/34 от 12 мая 2016 г., № п/п/1/6565/26/30 от 12 мая 2016 г.
Решение суда: все постановления об административном правонарушении были объеденены в одно дело и Перелюбская районная больница понесла наказание по совокупности административных правонарушений (вместо 8 штрафов назначен один).